Главная » 2013»Июнь»8 » Аморальный экшн Remember Me с претензией на философию
23:58
Аморальный экшн Remember Me с претензией на философию
2084 год, Нео-Париж. Охотница за воспоминаниями по имени Нилин обнаруживает себя в научно-исследовательском центре, где преступников лишают памяти. Она этого не знает: ей известно лишь, что с ней случилось что-то плохое, что она ничего не помнит и что сейчас, кажется, все станет еще хуже. В последний момент, прежде чем ее память окончательно сотрут, Нилин чудесным образом спасает ее друг по имени Эдж, и она — в пластиковом гробу — отправляется навстречу Нео-Парижу. Там ей предстоит найти свою память, свое прошлое и способ спасти человечество.
В киберпанковой игре Remember Me от студии Dontnod, источником вдохновения для которой явно послужили книги Уильяма Гибсона, главным злом является глобальная корпорация Memorize, создавшая Sensen, технологию сохранения и модификации воспоминаний. Она поработила память человечества и усилила разрыв между богатыми и бедными, пополнив ряды последних Липерами — людьми, которые из-за Sensen странным образом мутировали и практически потеряли разум. Компании Memorize противостоят Эррористы — подпольщики и революционеры, которые мечтают вернуть память людям.
Нилин — одна из них, причем ее считают самым лучшим агентом. Но из-за того, что ее память изъяли, она не вполне ориентируется в ситуации. Всю игру ей приходится полагаться на своего друга Эджа, который посылает ее на задания разной степени самоубийственности — от похищения строительных планов из памяти архитектора до штурма Бастилии. Во время миссий Нилин обычно занимается двумя делами: карабкается и прыгает по стенам Нео-Парижа или сражается с его обитателями. И тут начинаются первые проблемы Remember Me.
Основой всех боев тут являются комбо двух базовых ударов (руками и ногами). Каждый удар может либо восстанавливать здоровье, либо наносить повышенный урон, либо снижать время восстановления особых способностей, либо усиливать эффект предыдущей части комбо. Чем длиннее цепочка, тем она эффективнее; при этом «значение» каждого удара можно менять в любой момент боя.
В теории эта идея звучит неплохо: в зависимости от того, с кем сражаешься, можно собрать себе цепочку, позволяющую быстро регенерировать или часто применять особые способности. А это придется делать регулярно — лишних умений у Нилин нет. Но на практике бои в Remember Me являются едва ли не худшей частью игры, особенно начиная со второй половины. Они скучные, беспорядочные и очень затянутые.
Почти все битвы проходят одинаково: на Нилин нападет толпа слабых противников и один-два сильных. Героиня применяет какое-то из особых умений (парализует, взрывает, обретает суперсилу и так далее), чтобы атаковать сильных противников, а потом восстанавливается, молотя слабых. Повторять до победного. С учетом того, что видов врагов в игре мало, а самый сложный бой в игре представляет собой точную копию предыдущего крупного сражения, только боссов там не один, а два, битвы получаются однообразными и очень надоедающими. Времени на них уходит непростительно много еще и потому, что камера в игре работает очень плохо. И поэтому у Нилин всегда есть шанс быть атакованной из-за пределов экрана.
Как-то разнообразит битвы лишь то, что там действительно нужно продумывать тактику — на уровне составления комбо. Неподходящая цепочка ударов затянет бой еще сильнее и не приведет ни к чему, кроме безвременной гибели героини и фрустрации игрока. Однако из-за того, что все противники почти одинаковы, быстро понимаешь, как с кем сражаться, и лишаешься и этого развлечения.
Многообещающий сюжет игры тоже в итоге оказывается дырявым как решето. Как именно людям подменяют память? Что происходит с психикой человека, если изменить воспоминание, определявшее всю его жизнь на протяжении последних двадцати лет? Что будет, если реальность и память будут противоречить друг другу? Ответов на сюжетообразующие вопросы в прохождении нет. Но игре вполне можно было бы простить эти вещи, оставшиеся под мраком тайны, если бы в ней было хоть какое-то живое взаимодействие с героями.
Никакой эмоциональной связи с Нилин за всю Remember Me так и не возникает. Ее поступки, даже преподносящиеся как героические, являются довольно аморальными и при этом не имеют никаких последствий для героини. В самом начале игры она подменяет память своей противнице, Ольге Седовой, и та становится ее союзницей. Для этого Нилин фальсифицирует воспоминание об убийстве мужа Ольги, по факту оставив его умирать на больничной койке. И это, и тот факт, что из-за Нилин за весь период Remember Me погибает очень много ни в чем не повинных людей (одного она напрямую провоцирует на самоубийство), не мешает ей произнести пафосный монолог в финале.
Мысли (о высоком) и поступки (довольно мерзкие) Нилин постоянно противоречат друг другу, и поэтому ассоциировать себя с ней или просто ей сочувствовать не получается. Не возникает связи и с другими героями игры — они, как чертики из коробочки, выскакивают на одну-две кат-сцены, а потом исчезают в великом ничто, оставляя героиню наедине с одинаковыми Липерами и/или оперативниками, которым нужно надрать задницу.
Улицы Нео-Парижа отличаются друг от друга не больше, чем один мутант от другого. Богатый квартал не похож на бедный, а лаборатория безумного доктора выглядит иначе, чем Бастилия, но дальше дело не идет. Нилин проводит кучу времени, карабкаясь, прыгая и бегая по улицам города, но Нео-Париж, который, по идее, должен иметь яркую индивидуальность, так и остается картонной декорацией. Несмотря на подробную и интересную историю (которая становится известна благодаря раскиданным по городу секретам), вселенная Remember Me не оживает. Климатический катаклизм, войны, перекроенная заново Европа, драматические судьбы людей, населявших мир, не находят отражения непосредственно в самой игре, не встраиваются в историю Нилин, не объясняют мотивы тех, кто сражается с ней и против нее.
Какое-то подобие жизни игра обретает лишь в самом финале, когда героиня встречается с главными виновниками всех бед — руководством Memorize. Несомненным плюсом Remember Me является то, что здешние злодеи неожиданно имеют вполне человеческие и объяснимые причины для своих действий. Их, в отличие от антагонистов многих игр, ведет отнюдь не стремление к Злу Вообще, а очень личные и вполне благородные причины. Например, желание осчастливить человечество и лишить его страданий.
Но наша жизнь — это сумма нашего опыта, хорошего и дурного, всего, что когда-то с нами было. И боль, и память о боли — ее неотъемлемая часть, поэтому мы не должны пытаться от нее избавиться. Выводы, к которым приходит героиня в финале, кажутся совершенно верными по факту, но они звучат фальшиво, потому что история, рассказанная непосредственно в игре, совсем не об этом. Она о том, как одна девочка сама ничего не решала, но била морды всем подряд, вроде рефлексировала, но чисто для приличия, и в итоге пришла к успеху.
Remember Me не тянет на плохую игру. Там есть интересные моменты, ее здорово оживляют актеры озвучки (англоязычной; они действительно проделали очень большую работу). Но она является обыкновенным экшном и не более того. И пока в мире не существует технологии подмены воспоминаний, глубокой историей о том, что делает человека человеком, ей не стать.
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.