Я, как и многие, люблю игры жанра tower defence. Ну, это те, где надо строить турельки, отстреливающие наступающих врагов. Жанр популярен весьма, а года три назад так и вовсе на коне был. Единственное, что мне не нравится в некоторых представителя этого жанра, так это стремление придать происходящему на экране какую-то параллель с реальностью - настоящей или вымышленной. Пока это абстрактная головоломка, всё нормально, но стоит начать сочинять про обороны космических баз, пещер с сокровищами или чего-то подобного, как получается сущая глупость. Ну не будет ни один противник, будь он даже трижды роботом или неразумным животным, равномерно переть по прямой, как по рельсам, пока его окучивают со всех сторон. Так я думал до самого недавнего времени. А потом мне в голову внезапно пришло, что был такой отрезок в реальной человеческой истории. Адская мясоруба, называемая Первой Мировой войной. Свисток, бросок через бруствер и штыковая атака. По прямой на пулемёты.
А причиной этих размышлений стала игра, о которой я и хочу вам рассказать. Называется незатейливо - Toy Soldiers (Солдатики), портирована не так давно с Xbox 360, где, по слухам, произвела огромный фурор. Игрушечный антураж, понятно, был выбран, чтобы избежать неприятных чувств. Всё-таки tower defence с живыми людьми устраивать - это как-то мерзко. А здесь - оловянные солдатики. Игрушечные домики, пузатенькие пушечки, заводные танчики. Обложки от коробок на заставочных экранах - в стиле старой рекламы. Ну какой мальчишка откажется от такого набора, позволяющего прямо на столе или на полу разыграть маленький понарошечный Верден? Заодно и любые претензии по поводу исторической достоверности легко парировать - это ж игрушки, при чём тут реализм? Ужасно атмосферное произведение, словно окунающее тебя в детство (ну да, любой диванный шизомилитарист по факту так и не вырос из коротких штанишек, я знаю). И при этом - в Первую Мировую. Есть в этом мрачном эпизоде истории своё очарование, как ни крути.
Звук. Половину атмосферы игры делает звук - он тут, в отличие от видеоряда, не кукольный совсем. Как шипит снаряд тяжёлой гаубицы, проносясь мимо камеры, как хрипло посвистывает, вырываясь из форсунки распылителя, хлор, как дробно стучит станковый виккерс, рассыпая свинцовый дождь по no man's land. А в атаку здесь поднимаются по сигналу. Британцы - по свистку, тому самому, который мы слышали в фильмах. Немцы - по ракете, и её характерный шелест, заканчивающийся хлопком разрыва, нельзя ни с чем перепутать. А когда появляется авиация - воет сирена воздушной тревоги. Казалось бы, такая мелочь вместо простого оповещения о начале новой вражеской волны - но сразу меняет восприятие происходящего. Хлопает ракета, нарастает слитный рёв глоток - что там они кричат вместо "ура"? - и ты буквально чувствуешь, как твои оловянные бойцы прижимаются к прицелам, утирая пот и беззвучно молясь. А в главном меню скрипит патефон, играя патриотические шлягеры начала века. Банальный ход, да - но как задаёт тон. Очень, очень атмосферная вещь.
Главное - не приближайте камеру слишком близко к земле. Иначе можете разглядеть, как вражеский боец, спотыкаясь, бежит навстречу вашим пулемётам, и в какой-то момент, когда страх берёт верх, и что-то внутри у него ломается, он... продолжает бежать - беспорядочно маша руками и, наверное, крича от ужаса - потому что остановиться или повернуть назад уже нельзя, под обстрелом это смерть более верная, чем продолжать атаку. Или как скребёт по горлу скрюченными пальцами солдат, попавший в облако газа, как переступает неверными ногами, всё медленнее и медленнее - пока не оседает на землю. Не приближайте камеру. Пусть это будет просто детская игра в солдатики.
В игре три кампании. Первая - из базовой версии и называется просто Campaign (Кампания). Остальные две в приставочной версии являлись DLC и продавались за деньги, в компьютерную же включены изначально. Первая из них именуется Kaizer's Battle (Битва кайзера), а вторая - Invasion! (Вторжение!) Базовая кампания Кампания проходит от лица британцев (сражаемся, ясное дело, с немцами). До ништяков нас допускают постепенно - поначалу доступны только самые базовые штуки, а по мере прохождения миссий открывают остальное. Кстати, если миссию проиграть, то анлок всё равно дадут - мол, раз не получилось так, попробуй с более совершенным оружием.
Перед появлением принципиально нового юнита показывают тематический видеоролик (точнее, набор слайдов с субтитрами), дающий краткую историческую справку о нём. Вот танк, скажем: "Ничто не способно остановить это чудовище! Ну, кроме грязи, разве что..." Что характерно, ролики показывают когда юнит выдают нам, а не врагу - прежде, чем я получил в своё распоряжение танки, я предыдущие пару миссий уже вовсю от них отбивался. Да-да, немецкие танки в 1915 году. Ну, это игрушки же всё-таки, не стоит придираться.
В начале и про войну как таковую вкратце рассказывают. Ну очень вкратце. Привязка миссий к реальным местам и датам присутствует, но, как вы понимаете, это чистая условность для поддержания атмосферы. Не стоит воспринимать её всерьёз.
Дальше начинается сам игровой процесс. У нас есть поле боя - ящик с диорамой, где как при помощи макетов, так и с использованием подручных средств выстроен соответствующий ландшафт: окопы, заграждения, рощицы, домики и т.д. Кое-что из этого разрушаемо, кстати - но совсем немного, по мелочи. Противник, в отличие от классических tower defence, наступает не цепочкой по жёстко прописанному маршруту, а более реалистично. Конечно, определённые коридоры в той или иной степени на большинстве карт присутствуют, но они весьма широки, а кое-где и повсе переходят в открытое поле, по которому враги ломятся классическим human wave'ом. Цель у врагов одна - добраться до вашей базы (красная жестяная коробка для солдатиков) и вбежать в неё. Каждый вбежавший уменьшает защиту базы на единицу (изначально она равна тридцати), и когда защита падает до нуля, миссия считается проигранной. Чтобы этого не допустить, вы, как и полагается по законам жанра, строите оборону - на заранее расставленных дизайнерами площадках (бывают двух видов, большие и маленькие) размещаете огневые точки пяти разновидностей: противопехотные орудия, миномёты, зенитки, гаубицы и химические расчёты.
Огневые точки, как и полагается по законам жанра, подлежат улучшению. Что любопытно, повышение уровня не только повышает оружию параметры - оно его совершенно переделывает. Скажем, противопехотное орудие первого уровня - это станковый пулемёт, второго - автоматическая пушка (имеет небольшой фугасный эффект и может немного повреждать бронетехнику), а третьего - полковое орудие (стреляет не очередями, зато накрывает разрывом большую площадь и бодрее коцает бронетехнику). Или химический расчёт: на первом уровне это баллон хлора с распылителем, на втором - огнемёт (враг, выбравшись из зоны поражения, продолжает гореть), на третьем - мортира, стреляющая снарядами, которые одновременно и поджигают всё вокруг, и распыляют газ.
Противник делится на несколько категорий. Пехота в целом безобидна - причинить вред вашим огневым точкам не может, просто бежит вперёд в надежде выжить. Ну ещё с вашей пехотой немного воюет. Да, на некоторых картах присутствует союзная пехота (игроку неподконтрольная), но она больше для антуража нужна - чтобы по свистку подняться в атаку и помереть. Кавалерия - та же пехота, только движется быстрее и хитов имеет больше. Бронетехника - гораздо опаснее. Во-первых, она мало уязвима для противопехотных орудий и совершенно нечуствительна к отравляющим газам, а во-вторых, по мере продвижения активно обстреливает ваши огневые точки и вполне может их подавить, если не предпринять мер. Авиация отличается тем, что захватить вашу базу не стремится, а вместо этого активно бомбит ваши позиции, опять-таки приводя к уничтожению огневых точек. Уязвима, ясное дело, только для зениток.
Помимо этого, у врага в ряде случаев имеются собственные огневые точки, которые вовсю обстреливают ваши. К счастью, ремонтировать и отстраивать их искусственный интеллект не обучен, поэтому после их уничтожения освободившиеся места достаются вам.
Раз в две-три миссии случается босс. Большой и толстый юнит врага, который передвигается медленно, но почём зря кошмарит ваши огневые точки, разнося их на куски, выпускает из своего чрева десант более мелких врагов, а доехав до вашей базы, захватывает её сразу, независимо от оставшихся очков защиты. При его появлении ещё такая музыка начинает играть - дррраматическая, из старых чёрно-белых фильмов - прямо ах. Первый босс основной кампании меня, кстати, совершенно выморозил. Угу, вы всё верно разглядели - кайзеровская армия прёт в атаку на танке Лебеденко, причём даже не переименовав его, так "Царь-танком" и значится.
Самый смак игры состоит в том, что игрок может взять под своё непосредственное управление любой юнит. Огневая точка, за рычагами которой сидит игрок, получает бонус к дальности стрельбы и наносимым повреждениям, а кроме того, за уничтожение разрушаемых объектов на карте при этом капает денежка (маленькая, впрочем) - если ваши подчинённые разворотят что-то без вашего участия, это будет бесплатно. Слава богу, за убийство противников финансы капают исправно, независимо от того, кто их убил. Сильно увлекаться тировой стрельбой, понятно, не стоит - пока вы палите, на прочих участках фронта дела идут своим чередом и могут внезапно потребовать вашего внимания.
Помимо обычных огневых точек почти в каждой миссии вам выдаётся также вышка со снайпером. Она бесплатно присутствует на поле боя с самого начала, апгрейдам не подлежит, для врага неуязвима. Сидящий на крыше боец с винтовкой стреляет крайне редко, но, как нетрудно догадаться, крайне метко. Впрочем, толку от него в таком виде всё равно немного - ибо главное предназначение вышки как раз в том, чтобы дать поснайперить игроку. Кликаем по вышке - видим мир через перекрестие оптического прицела и вышибаем атакующую пехоту и кавалерию в темпе вальса, а не по два выстрела в минуту, как это делает ИИ.
Впрочем, и это - не самое интересное. Помимо tower defence, в игру органично вписана и замечательная аркада. Если на карте имеется дружественный аэродром, а на нём стоит аэроплан - кликайте по нему мышкой и взмывайте в воздух. Пока любовно выстроенные вами оборонительные позиции отбивают натиск врага, вы можете заняться полезными и весёлыми делами. Например, самолично посбивать вражеские самолёты, не тратясь на зенитку. И, самое важное, не занимая ей место - потому что, в отличие от простых пулемётов-миномётов-огнемётов, которые встают на площадку любого размера, зенитка требует для установки дефицитных больших площадок, которые нормальные люди приберегают для гаубиц. Ещё полезно бывает разбомбить вражеские огневые точки, чтоб не портили жизнь вашим солдатам. Только аккуратнее - у врага зенитки тоже есть, да и самолёты его по вам стреляют, а хитов у подчинённого аэроплана немного. Если собьют (или вы решите оставить управление, вернувшись к стратегической перспективе), аэроплан вернётся на аэродром, но будет недоступен в течение некоторого времени (от пяти до сорока секунд, в зависимости от миссии). Кстати, в отличие от снайперской вышки, аэроплан сам не делает ничего вообще. Если вы не берёте его под контроль, он так и будет стоят на взлётной полосе без дела - так что имеет смысл пользоваться возможностями, которые дают.
Спустя пару миссий после появления в распоряжении игрока аэропланов, дают и танки. Они тоже совершенно бесполезны без прямого управления и тоже доставляют море удовольствия при его, прямом управлении, задействовании. Задорно громыхающая жестянка, с торчащими шестерёнками и пружиками, с крутящимся сбоку заводным ключом - незамутнённый восторг. Просто-таки снова себя пятилетним чувствуешь. Отличается танк от аэроплана тем, что не взрывается сразу же после отключения прямого управления, а запускает десятисекундный счётчик. Если не тормозить, можно быстренько сделать стратегические дела (ткнуть в апгрейд пары пушек, например) и вернуться к управлению, не откатываясь на респавн.
Танков два вида (аэропланов, на самом деле, тоже, но они принципиально не отличаются). Первый - классический "ромб" Mk.I. А ниже можно видеть Уиппет. Отличаются они вспомогательным оружием: у Mk.I это огнемёты в спонсонах, а у Уиппета - газовые распылители. Кстати, если присмотреться, можно увидеть, что в атаку на мои позиции выдвигается самая низкоуровневая германская бронетехника - пехотинцы с передвижными бронещитами на колёсах. Жутко забавные штуковины.
Загрузочные экраны, как и полагается пафосной военной игре, украшены цитатами видных деятелей эпохи. Цитаты подобраны с чёрным юморком, ага.
И ландшафты местные мне, как ни крути, нравятся. Штурмовая аппарель из линейки - просто и со вкусом.
Вторая кампания, как мы помним, называется Битва кайзера. Однако играть в ней нам предстоит не за немцев, как можно было подумать, а внезапно за французов.
В целом, она не сильно отличается от основной кампании. Юниты те же, только называются и выглядят иначе, и то не все (танки, например, британские, моделить Шнейдер, Сен Шамон и Рено FT-17 разработчики поленились). Игровой процесс тот же: фрицы набигают, мы превозмогаем, раз в пару миссий забарываем босса. Боссы такие же фриковатые - например, "Юбертанк" (почему, кстати, танк, а не панцер тогда уж?) представляет собой увеличенный раза в три британский артиллерийский транспортёр на базе Mk.V (который в реальности, кстати, пушку именно что транспортировал, и стрелять из неё возможности не имел).
Отличие состоит лишь в том, что все виды юнитов и все три уровня их прокачки доступны сразу же. Ну и миссии немного посложнее - скажем, почти в каждой противник атакует попеременно с нескольких направлений, так что приходится метаться, разворачивая гаубицы в нужном направлении и перегоняя туда-сюда подконтрольные подвижные юниты.
Третья кампания, именуемая Вторжение - самая чокнутая из всех. Здесь нам наконец-то дают порулить немцами, но проблема в том, что владелец коробки с солдатиками решил свалить в кучу вообще все игрушки, какие у него есть, и устроить глобальную войнушку. В итоге, как вы, так и противник имеете в подчинении дикий винегрет из всего на свете - летающие тарелки, пожарные машинки, лазеры-мазеры и прочие ужасы нашего городка. Некоторые юниты отличаются только внешним видом (например, пехотинцы переоделись в космонавтов, вооружённых бластерными ружьями, а кавалеристы стали средневековыми рыцарями), другие - полностью новые, невиданные ранее.
Мустанг против НЛО! Эротический сон уфолога же! Можно и историю про Томаса Мантелла вспомнить, а как же. Да, немцы Первой Мировой тут используют американский истребитель Второй Мировой. Это нормально, не обращайте внимания - говорю же, пацан просто решил, что воевать сразу всеми игрушками, какие есть, гораздо интереснее. А летающие блюдца эти, кстати, те ещё заразы - в отличие от прочей авиации, не летают кругами, бомбя ваши позиции, а прут захватывать базу. Так как уязвимы они только для зениток и появляются обычно стадами от пятнадцати штук, надо или застраивать зенитками все большие площадки на карте, или не вылезать из самолёта, устраивая пришельцам массовый геноцид.
Танк вам тоже соответствующий выдают - сбежавший из фантастических фильмов пятидесятых. Впрочем, он от более аутентичных аналогов отличается только внешним видом и характерной озвучкой. Ну и размерами увеличенными - пехоту давить удобнее.
Мне, однако, третья кампания понравилась меньше всего. В первых двух, несмотря на игрушечность антуража и многочисленные ляпсусы-анахронизмы, имелась атмосфера Великой Войны. Забеги на пулемёты по свистку, стелющиеся облака газа, вой артподготовки, неуклюжее лязгание танков. А тут слишком много балагана. Не годится. Лучше буду за англичан и французов играть.
Недостатков у игры немного. Во-первых, нет мультиплеера. А жаль - при том, что в сиквеле Toy Soldiers: Cold War (на ПК пока не вышел) он присутствует - в том числе и split-screen. Во-вторых, поддержка разрешений довольно ограничена - выбить из игры 1280х1024 я не смог, пришлось играть в 1280х720. В-третьих, русский язык в игре отсутствует - впрочем, там, по большому счёту, всё понятно и так. Играть ли? Вы решайте сами, но как по мне - игра казуального жанра (то есть, по определению аддиктивная и ненапряжная), качественно сделанная, да ещё и с антуражем и атмосферой - это достойно внимания. Для целей поразмять пальцы и самую малость мозги подходит практически идеально. Ну а если учесть, что стоит всего 149 рублей... В общем, рекламное агентство Aoi no Sora рекомендует.
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения.
Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать,
описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.